sparkmann: (Putin’s poison)
[personal profile] sparkmann
А. Соломин
― А почему Путин-то в этом виноват? Если общество сидит, молчит и хлопает ему. (13:59)

"Россия создает себе проблемы, потому что ей правит Путин. Путин проблемы себе давно создал и решает их за наш счет приставлением ножа к горлу. Обострением повестки... Давайте разведем интересы России и Путина. Они противоположные. Интересы России – чтобы путинская эпоха закончилась как можно быстрее. И по возможности безболезненно. В интересах Путина – продлить эту эпоху. Потому что от власти он на свободу не уйдет. И для того чтобы продлить эту эпоху, он повышает, обостряет повестку для Запада. Потому что внешнеполитическая повестка единственная, которая у него осталась. (7:38)

В. Шендерович
Кто? Хлопают холуи. Те остатки общества, которые кричат криком и с… – ищу глагол – смотались отсюда. Давно. Общество. А те, которые лежат лицом вниз под ОМОНом – им не дают особенно говорить. Простите. Поэтому он сам задавил это общество. Это старый разговор. Путин не виноват, народ такой. Народ я уже говорил, есть норма, норма правит миром. Есть норма Дмитрия Сергеевича Лихачева, Юрия Лотмана, Андрея Сахарова. И это тоже был народ. Если эта норма кладется вниз лицом, маргинализируется, если вон вышвыривается интеллектуальная элита страны. А элитой становится, нормой становится Кадыров, Сечин, Путин – вот подворотня становится нормой. То миллионы охотно принимают эту норму. Миллионы вообще принимают, я об этом говорю раз за разом, норма рулит миром. Миллион примут любую норму. Скажут снимать шляпу при встрече, будет норма снимать шляпу при встрече – будут снимать шляпу при встрече. Будет норма ходить в церковь – будут ходить в церковь. Будет норма сдавать евреев в гестапо – будут сдавать в гестапо. Те же самые люди, которые снимали шляпу при встрече и ходили в церковь. Эти же самые люди. Это норма, которая рулит миром везде. Это не про русский народ, это вообще. Любая. Элита определяет норму. Если элитой становится подворотня – то нормой становится подворотня. И она аплодирует. А вы говорите народ. Это не народ. Это как сказано у Горина: это хуже народа – это лучшие люди города. Они аплодируют. Не надо их называть народом. Давайте поименно, кто аплодирует. И посмотрим в эти лица. И сравним их с лицами тех, кто не аплодирует. И зададим себе вопрос: что в интересах России, не Путина. А Путин возит с собой этот взвод народа. Они уже состарились. Они были лейтенантами, сейчас уже майоры, небось. Народ, который он с собой возит подведомственный. Одни и те же лица. Этот народ вы имеете в виду? Опять же из Горина: где у нас народ? — вот. Там гэбэшник такой стоит в шляпе. Вот этот народ? Да, он будет аплодировать.

А. Соломин
― Почему народ. Про общество.

"Надо перестать через запятую говорить об интересах Путина и России. Это противоположные интересы. И пока мы этого не поймем, мы будем блукать в трех соснах и задавать себе дурацкие вопросы, типа – зачем же он это делает, это же во вред России. Да, это во вред России. Но это в его интересах. (9:26)

В. Шендерович
― Извините, общество состоит из упомянутого мною Лотмана, Д. С. Лихачева, советское общество состояло. А также из тех, кто единодушно одобряли и поддерживали. Тех, кто единодушно одобряет и поддерживает и в советское время, и сейчас, и при Гитлере, и при Рамсесе Третьем – их больше, чем те, кто рефлексирует, а еще больше, чем тех, кто открывает рот про это.

А. Соломин
― Обычно, когда рассматривают какие-то прошлые эпизоды, исторические какие-то важные события – а почему геноцид, почему Холокост, очень большую ответственность возлагают на тех людей, кто молчал. Кто доносил.

В. Шендерович
― Те, кто молчат, вот это та самая норма. Есть активисты…

А. Соломин
― …это их ответственность сегодня.

В. Шендерович
― Смотрите, есть активисты, сукины дети. Генрих из Шварца, если мы вспоминаем «Дракона» того же. Первый ученик, первые ученики, сукины дети, которые бегут впереди паровоза. Это одна категория. И есть Ланцелот – это другая категория. А есть большая часть, тот самый Фридрихсен из пьесы «Дракон», ты же знал, что я победил, знала на параде — вот этот молчащий Фридрихсен, Збруев его играл в фильме захаровском. Просто напоминаю, о ком идет речь. Вот это и есть норма. Она при Драконе такая, при другом способе правления через какое-то время она меняется. Через довольно короткое время. Забудем слово «народ». Если мы говорим от ответственности, питательная среда любого тоталитарного режима — конечно, молчащее большинство. Агрессивно-послушное большинство. Как определил когда-то Юрий Афанасьев. Оно послушное и оно агрессивное к тем, кто вдруг нарушает их покой. Потому что они вполне комфортно себя чувствуют в своем молчании. Они заодно с какой-то большой силой, им льстят, им приятно считать себя народом. Вот Сахаров не народ, а они народ.

А. Соломин
― А почему? Нет, нет. Последние выборы региональные, второй тур показал, что молчащее большинство, которое обычно игнорирует, просто все не интересно, почему они агрессивны к тем, кто нарушает их покой? Когда они поняли, что от них что-то зависит, они пошли на выборы. Явка стала расти.

В. Шендерович

― Это протестное голосование.

А. Соломин
― Это возможно?

В. Шендерович
― Конечно, разумеется. Это дошло до живота. Вообще у человека есть над животом мозг. По крайней мере, у некоторых я слышал. Есть мозг, которым можно думать. И есть такая наука история, которую можно немножко изучить, чтобы предвидеть, как врач видит по каким-то цифрам, что дело плохо. Человек еще гуляет, ходит, говорит, да ладно, все зашибись, все хорошо. Врач видит, говорит, у тебя цифры плохие. Давай что-то делать. А без врача он будет ходить-ходить, а потом однажды упадет просто. Ляжет пластом и умрет. Те, которые понимают в цифрах, они видят проблему немножко заранее. В цифрах, буквах. Они видят проблему заранее на уровне мозга. Они говорят: ребята, несменяемость власти никогда не кончалась хорошо. Стагнация интеллектуальная, отток мозгов никогда не кончался хорошо. Заигрывание с популистами, заигрывание на национальные темы, заигрывание на классовые темы, подворотня – никогда не кончалось хорошо. Есть примеры. Необязательно прыгать на эти грабли. Когда об этом 20 лет назад предупреждают и говорят, 15 лет назад, что в стране, где есть политические заключенные, не в коня корм никакая экономика. Не может быть долго, какое-то время – да, но потом экономика любая становится заложником бандитской власти. Это все пройдено. Мы не первые и не последние. Люди, которые знали что-то про цифры и буквы могли предупреждать заранее. Что с ними сделали, напомнить? С кем что. Политковскую убили. Гуриева выгнали вон. Кто-то сам уехал. Сотни тысяч уехали сами. Элита. Потенциальная элита. Нормой стала подворотня. Которая транслирует, а потом ей аплодируют холуи и мы говорим: народ за нее. Это не народ, это та низовая часть, которая будет аплодировать любому начальству. Любому. Придет Мугабе – будут Мугабе и те же самые люди. Будет нормой быть черными – перекрасятся в черных. Придут китайцы — у них глаза будут раскосые через 5 минут. Это люди, которые всегда — бактерии не ошибаются. Как сформулировал замечательный поэт Сергей Гандлевский. Это большинство всегда будет, масса всегда будет того цвета, которого бульон. Вопрос только в том, что в интересах народа нации, если мы говорим большими словами, в интересах народа даже этих несчастных в их интересах – чтобы элитой была не подворотня. Просто нас тошнило 15 лет назад, а им надо непременно, чтобы дошло до живота.

Читать ПОДРОБНЕЕ ... >>>


Особое мнение / Виктор Шендерович // 04.10.18 | Эхо Москвы

Свое особое мнение представляет писатель Виктор Шендерович. Эфир ведет Алексей Соломин.

↱echo.msk.ru

Profile

sparkmann: Yellow_star_Jude_Jew (Default)
sparkmann

November 2022

S M T W T F S
  12345
67 89101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 12:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios